Из них преобладают;

– если преобладают условия, препятствующие достижению цели,

Но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия,

Надо действовать;

– условия, которыепрепятствуюти которые изменитьнельзя, нужно

постараться «обойти» с той или иной стороны;

– если же препятствия настолько велики, что обойти их никак

Нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переклю-

Читься на другую цель, которая также может быть достижима в усло-

Виях профессиональной деятельности.

Вопросы по теме лекции:

Каждый ли работник проходит в своем развитии этапы от адаптации

к гармонизации с профессией?

Какова, судя по Вашему опыту, может быть длительность и развер-

нутость этих этапов?

Заканчивается профессиональное самоопределение к моменту вы-

бора профессии?

Возможно ли несовпадения или противоречия между процессами

профессионализации и социализации? Приведите примеры.

Какой тип карьеры характерен для Вашего личного профессиональ-

ного пути?

Различаются ли и как оптимальные возрастные периоды достижения

Вершин профессионализма в разных областях труда (например, гу-

манитарных, технических науках)?

Как проявляется, по наблюдениям Вашего личного опыта, индиви-

дуальность человека в его профессиональной деятельности?

5 9

Список рекомендованной к лекции литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1997. С. 274–287.

2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М. 1998.С. 225–

243.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.

М., 1996, С. 292–322.

4. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Ос-

новы управления: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА,

С.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989, С. 50–67, 194–205.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1996. С. 49–66,

116–146.

7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.:

Питер. 2003. С. 138–148.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

С. 274–287.

9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и лич-

ностного самоопределения. Москва–Воронеж, 2002. С. 6–31.

Приложение 1.

Стадия

«разведка

боем»

Стадия

Становления

Стадия

Процветания

Стадия

Затухания

Задачи Овладение



Навыками;

Привыкание к

Работе

Продвижение;

Рост;

Обретение

Стиля жизни

Достижение

Успехов;

Овладение

Мастерством

Подготовка к

Выходу на

Пенсию

Действия Получение

Помощи;

Следование

Инструкциям

Самостоятель

Ная работа

Обучение

Других лиц;

Оказание

Влияния на

Политику

Организации

Повременная

Работа

Взаимоотн

Ошения с

Другими

Как молодой

Работник

Как коллега Как наставник Как советник

Возраст До 30 лет 30–45 лет 45–60 лет Старше 60 лет

Выслуга

Лет

До 2 лет 20–10 лет Свыше 10 лет Свыше 10 лет


7430760510292683.html
7430805228396180.html
    PR.RU™