Восточная стилистика Крита и Греции

Предыдущая1234567891011Следующая

Наиболее ранние сохранившиеся скульптуры железного века происходят с Крита. Это фрагмент скульптурной головы и небольшой рельеф фризовой композиции. Фриз изображает богиню в святилище, сопровождаемую лучником. Датировать эти художественные объекты достаточно сложно, но техника исполнения напоминает сирийские произведения, такие как ювелирные изделия, бронзовая и мелкая пластика. Находки в гробницах, соответствующие этому стилю, концентрируются на Кносе и могут датироваться концом IX в. Последние примеры бронзовых скульптур этого стиля обнаружены в маленьком храме Аполлона Дреросского. Фигуры были сделаны из листов сплющенной бронзы и укреплены на деревянной основе. На Кносе присутствие этих необыкновенных вещей указывает на работу иностранных художников, которые были искусными златокузнецами и умели хорошо обрабатывать твердые камни. Каменная и бронзовая пластика, о которой говорилось выше, была вдохновлена их работами, для которых характерна эстетика изогнутой линии. Эта антигеометрическая эстетика впоследствии копировалась кносскими художниками керамистами. Подобный стиль принято называть прото-геометрческим стилем «Б». Это показывает проникновение ориентализирующих черт в искусство греческого мира. Однако, несмотря на качество и разнообразие художественной продукции, эти изобразительные приемы не имели продолжения в позднейшее время. Здесь же следует упомянуть о специфическом стиле пластики, унаследованном Критом с востока и в VII в. получившим название «дедалического».

Типичными чертами пластики VIII в. являются: длинная овальная голова, куполовидный череп с локонами для мужчин и высокие шляпы для женщин. Последняя черта указывала, как правило, на жрицу или богиню. Женские фигуры имели достаточно бесформенное тело и одеты в платья открытые на груди, украшенные двойной фибулой с цепью.

Другая школа иностранного происхождения на Крите известна своими бронзовыми коваными щитами, украшенными концентрическими фризами с многофигурными сценами и розеткой с головками животных. Стиль фигур также можно назвать ориентализирующим. Эта мастерская, в отличие от предыдущей, продолжала работать до середины VII века. Ее поздние работы выдают, скорее, греческие вкусы в композиции и стиле.

В Афинах и Аттике были изготовлены ювелирные изделия из слоновой кости, в которых ощущается влияние Крита. Однако в этих изделиях мало истинно скульптурного. На востоке изделия из слоновой кости встречаются раньше, но в Афинах известны статуэтки из погребения 730 г. до н. э., представляющие собой изображения обнаженных девушек, позы которых напоминают восточные фигуры богини Астарты. В них меньше телесного реализма, но зато присутствует гладкость и отточенность формы, свойственная геометрическому стилю. На их головных уборах можно видеть греческий меандр. Видимо, греческий мастер освоил новый материал и новые технологии, но использовал их по-своему.



Сосуды, вывезенные с востока, своей формой напоминают образ, который позднее греки будут называть головой сирены или льва (возможно, грифона). Сосуды исполнены из кованой бронзы. Подобные изделия известны как в керамике, так и в бронзе (Олимпия, Кипр). Источником их происхождения является Сирия или прилежащие к ней территории. Интересны изменения, постигшие сирийские оригиналы в греческих копиях. Сирены утратили пухлые щеки и приобрели угловатость, свойственную геометрическому стилю. Образ сирены был распространен в центральной и южной Греции, образ грифона – в восточной. Эти факты свидетельствуют об отношении к мелкой пластике в Греции как предметам декоративного назначения. Однако эти изделия очень далеки от скульптуры в собственном смысле слова, то есть скульптуры более монументальной.

Дедалический стиль

Ярким примером дедалического стиля является статуя богини из Оксерра. Она облачена в одежду критского типа, покрывающую плечи и перетянутую широким поясом. На бесформенной юбке видны следы орнаментальной раскраски. Одна рука прижата к груди в жесте адорации, другая – опущена, что напоминает позу восточных богинь плодородия. Треугольное лицо со скругленным подбородком обрамлено тщательно исполненными прямыми локонами. Такая прическа напоминает изображение париков в египетском искусстве, хотя в древнем греческом искусстве это, скорее, изображение тщательно расчесанных длинных волос.

Дедалический стиль имеет место в пластике, исполненной в разных материалах: в кости, металле, керамике. Он достигает расцвета во второй четверти VII в. до н. э. и продолжается до конца столетия. Наиболее типичным проявлением этого стиля является женская фронтальная фигура, столь распространенная в критском глиняном рельефе. Типология образа обнаженной богини восходит к сирийским плакеткам с изображениями Астарты. В Коринф подобные изображения были импортированы в VII в. Вместе с тем, были обнаружены местные формы для изготовления глиняных статуй восточного образца. В Греции распространение дедалического стиля ассоциируется с техникой формовки из глины. Эта техника предполагала массовое производство пластики, которая, благодаря этому методу, отличалась типизацией, получившей широкое распространение. Афинская костяная статуэтка, скопированная с критского дедалического изображения обнаженной богини – дань этому стилю. Впоследствии образ обнаженной богини, столь типичный для востока, для Греции будет не характерен. Хотя распространение дедалического стиля обязано технике формовки керамических рельефов, вскоре те же приемы будут переведены в камень.

Кроме богини из Оксерра, вероятно, происходящей с Крита, к этому стилю можно отнести целый ряд сидящих и стоящих фигур с прической из горизонтальных локонов (гортинские и астритские изображения).

Источником дедалического стиля является не только Крит, но и дорическая Греция (Пелопоннес, Мелос, Родос), а также другие районы. Характерны в этой связи рельефы из Микен и Беотии. Из Птуна (Ptoon) происходит женская статуя на базе которой сохранился фрагмент подписи мастера: «…отос».

Могут быть предложены датировки. В частности, две простые и наиболее ранние фигурки с дедалическими головами, исполненные из камня, можно отнести к первой половине VII в. на основании соответственной керамики из погребения Феры (Thera). Глиняные головы, изготовленные методом формовки и современные прото-коринфским флягам для масла, представляют особую ценность. Так как роспись современных им сосудов исполнена с большой тщательностью и позволяет точно датировать вещи 650 г. до н. э. Другие головы на коринфских вазах могут датироваться концом VII в.

Дедалическое искусство воспринималось, прежде всего, как декоративное, именно поэтому самыми распространенными материалами для этой пластики были кость, глина и бронза, но не камень.

Восток оказал положительное влияние на Грецию, способствуя возрождению ремесел, возникновению новых технологий, но Греции для развития пластических искусств было необходимо нечто большее.


7427403298358954.html
7427440166942667.html
    PR.RU™